Ситценабивная фабрика в Шлиссельбурге

А знаете ли Вы, что Шлиссельбургская детская музыкальная школа расположена в здании выявленного объекта культурного наследия «Комплекс зданий ситценабивной фабрики; судоремонтные мастерские», в бывшем доме управляющего (заводоуправления).

Ситценабивная фабрика (Товарищество Шлиссельбургской ситценабивной мануфактуры) была основана в 1763 году и проработала до 1941 года. В годы Советской власти была переименована в фабрику имени Петра Алексеева. В комплекс включены: 3-х этажный корпус заводоуправления, объем парадной лестницы, 3-х этажный корпус, водонапорная башня, три 2-х этажных корпуса, одноэтажное пожарное депо, 2 производственных корпуса на высоком цокольном этаже, проходная, дом управляющего.

Сегодня  в бывшей проходной ситценабивной фабрики  находится Музей истории города Шлиссельбурга, где можно увидеть

 образцы шлиссельбургского набивного ситца, узнать из документального фильма, как вручную на ткань переносился рисунок, и, даже, попробовать самим набить на ткани фирменный фабричный логотип – ключ. И, конечно, услышать фабричные истории.

История первая – основополагающая……

Со времени Петра I в России начинает развиваться фабричное дело, и при царствовании Елизаветы Петровны в России появляются ситценабивные фабрики. Первую ситценабивную фабрику создают в Красном Селе англичане Чемберлен и Козенс – и получают монополию на такое производство. Но в 1762 году Екатерина II их монополию на набивание узоров на ситце отменяет, и теперь все желающие могут заняться этой работой. Сирициус и Лиман, работавшие на фабрике у англичан в Красном Селе, воруют секрет набивания рисунков на ситец и приходят к Екатерине с предложением построить в Шлиссельбурге на острове между центральной площадью и Преображенской горой фабрику по набиванию ситцев. Екатерина одобряет идею, фабрика в Красном Селе становится банкротом – а фабрика в Шлиссельбурге на долгие годы становится в России единственной, и потому – очень знаменитой. Из нее вырастут и Ивановская, и Павлово-Посадская фабрики.

Работа была не из легких. Желающих заниматься ею было мало. Поэтому Лиман просит у петербургской полиции отправлять на фабрику «женок и девок». Женками называли жен солдат, которые вынуждены были зарабатывать попрошайничеством и проституцией, оставшись в столице без денег, – их мужья уходили служить на долгие годы. Женок арестовывали и высылали из Петербурга, а на фабрике определяли на самый тяжелый труд. А то, что мануфактура находилась на острове, ставило их в положение каторжных.

Были здесь и свободные девушки, они занимались не таким опасным и сложным трудом. Но квалифицированные работы доставались мужчинам, число которых на фабрике было невелико.

С успехом продолжала работать эта фабрика, получившая имя революционера — ткача Петра Алексеева, — и в советское время. Фабрика прекратила свое существование в годы войны, когда ее корпуса были почти полностью разрушены. После войны Государственный комитет обороны принял решение передать территорию фабрики возвратившемуся из эвакуации Шлиссельбургскому судостроительному заводу. Так закончилась история известнейшей в России мануфактуры, изделиями которой на протяжении почти двух столетий славился город Шлиссельбург.